Национальные парки выполняют ряд функций и одна из
функций — это экологическое просвещение.
Экологические проблемы в настоящее время становятся настолько серьезными, что формирование нового экологического сознания становится одной из важнейших задач современного общества. Базирующее на новой образовательной парадигме, экологическое сознание полностью меняет взаимоотношения человечества с природой.
Природная среда — неотъемлемое условие жизни человека и общественного производства, поскольку она является необходимой средой существования человека и источником нужных ему ресурсов. Под воздействием человека происходят огромные изменения природной среды, с чем связана необходимость сохранения наиболее ценных природных объектов и их ресурсов.
Целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. Значительная роль в формировании экологического сознании личности принадлежит системе неформального экологического образования. Важным звеном в структуре системе экологизации общественного сознания является национальные парки, которые в силу своей специфики, и в силу своего существования привносят неоценимый вклад в общее дело формирование экологической культуры личности и общества. Наряду со школами, национальные парки осуществляют дополнительное экологическое образование, занимая определенную экологическую нишу.
Одной из эффективной формой природоохранной деятельности является создание особой формы охраняемых природных территорий — национальные парки.
Национальные парки выполняют ряд функций и одна из функций — это экологическое просвещение.
Обязательное условие полноценного функционирования ООПТ состоит в формировании в сознании людей ответственности за сохранение уникальных по своей исторической, природной, эстетической или иной значительности комплексов «заповедных», как национальное достояние. В современном мире, в национальных парках, огромная созидательная сберегающая роль относится именно экологическому просвещению и пропаганде. Не является исключением и Рицинский реликтовый национальный парк.
С декабря 2014 года в РРНП отдел науки преобразовался в отдел науки и экологического просвещения. С этого времени отдел науки и экопросвещения в национальном парке начинает активную работу. Используя опыт в деле экологического просвещения других национальных парков, и собственные идеи, сотрудники парка приступили к реализации работы в этом направлении. Первый этап работы можно назвать «информационно-правовым». Мы преследовали цель формирования в сознании населения Республики и руководящих органов власти места и роли РРНП (пока что единственного в Абхазии) в экономической и социальных сферах развития, в деле сохранения биоразнообразия и экологического равновесия в Республике Абхазия. Наши первые шаги в этом направлении поддержали образовательные учреждения среднего и высшего порядков, туристические, экологические, научные объединения Республики. Таким образом активно идёт работа в учебных и дошкольных учреждениях Республики Абхазия. Проводятся выездные эколого-просветительские лекции об уникальности природы и деятельности РРНП. Методист экологического просвещения при отделе науки проводит выездные лекции-презентации в школах Республики. За время работы было охвачено более 2 000 учащихся. Были охвачены все районы Республики.
Совместно с преподавателями школ реализуются эколого-просветительские и природоохранные проекты и мероприятия такие как экологические праздники и акции. Весной и осенью в общеобразовательных учреждениях проводятся акции по высадке деревьев на территории школьных и дошкольных учреждений. В течение года проводятся акции «Первоцвет», «Чистый город»; международные праздники «День птиц», «День Земли». Подобные мероприятия являются очень эффективным средством привлечения внимания людей к проблемам экологии и обычно проводится совместно с образовательными структурами, и самостоятельно. К участию в мероприятиях привлекается местное население, средства массовой информации. В рамках сотрудничества с СМИ отдел науки и экологического просвещения представляет журналистам информацию о деятельности РРНП, проводит пресс-конференции.
Для активных участников экологических мероприятий, проводимых РРНП, организуется детский экологический лагерь в урочище Ауадхара, где у ребят развивают способности изучения и сохранения окружающей среды, а также знакомят их с флорой и фауной национального парка. Цели и задачи нашего лагеря заключаются в следующем: формирование положительного эмоционального фона при общении с природой; развитие творческих способностей учащихся в практической деятельности, направленной на изучение и сохранение окружающей среды; развитие и закрепление способностей исследователя; стимулирование познавательной деятельности у учащихся.
Особенность школьного экологического лагеря состоит в том, что совместно с отдыхом и оздоровлением детей идет усвоение информации непосредственного в природном окружении, проводится исследовательская работа в интересной, доступной форме для детей. Непрерывное экологическое образование и воспитание является одним из приоритетных направлений образовательного процесса. Школьный экологический лагерь — это форма работы, которая решает проблему оторванности городских жителей от природной среды, и показывает им все огромное разнообразие жизни. Работа в лагере позволяет непосредственно соприкоснуться с окружающей средой и почувствовать свою ответственность перед ней. В работе лагеря оказывают помощь сотрудники РРНП и сотрудники отдела науки Сочинского национального парка.
Эколого-просветительская деятельность пополняется новыми идеями и проектами, в дальнейшем мы задумываемся над рекламно-издательской деятельностью. Эта деятельность очень важна для формирования положительного отношения к ООПТ. Информационные памятки, буклеты, брошюры, открытки способствуют распространению информации об ООПТ.
Именно в экологическом образовании и воспитании мы видим нашу цель, это соответствует задачам национального парка, как объекта общенационального достояния, имеющего особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.